Как воспринимать критику?
На смену похвале, которую любит практически каждый человек, отношение к критике у большинства настороженное и часто даже враждебное. Хотя именно от отношения к критике и от ее восприятия зависит очень многое, так как, не умея реагировать на нее правильно, человек рискует не только лишиться хороших взаимоотношений, но и потерять уважение к себе. А ведь часто критика выступает ничем иным, как конструктивными замечаниями, и, не обратив на них должного внимания, мы рискуем и дальше довольствоваться личными промахами и совершением одних и тех же ошибок.
Так как же следует относиться к критике?
Прежде чем начать учиться рациональному отношению к критике, необходимо понять и запомнить, что именно критика позволяет посмотреть на себя и свои действия под другим углом. Важно лишь научиться распознавать в критике эти самые «взгляды со стороны» и правильно на них реагировать.
Человеку, чьи уши открыты только для похвалы и лестных слов, но закрыты для критики, очень сложно двигаться вперед в своем развитии. Как правило, он топчется на одном месте, совершая одну за другой ошибки, да и признавать этого не желает. Поэтому если человек желает саморазвиваться, ему просто необходимо научиться принимать критику и выносить из нее полезное для себя.
► Реагируйте правильно.
Когда вам указывают на недочеты в работе или же минусы в характере, не принимайте критику на свой личный счет, иначе вы впадете в полное отрицание. Ведь замечания касаются не истинного вашего «я», а лишь одного или нескольких его аспектов. Помните, что никто не идеален, но к этому можно стремиться.
► Будьте справедливы к себе.
Выделяйте справедливые критические замечания в свой адрес и не спорьте с ними. Ведь если это правда, то зачем оправдываться и пытаться доказывать обратное. К примеру, вы знаете, что постоянно опаздываете, но на критику по этому поводу вы всегда находите оправдания. Разве не легче согласиться и услышать оппонента, которому ваши опоздания не по нраву? А ведь менять, прежде всего, нужно свой личный распорядок дня, а не воспринимать в штыки систематические замечания.
► Сохраняйте спокойствие и самооценку.
Информацию всегда легче воспринимать в спокойном расположении духа. При этом если вы уверены в себе, почему вам таким не оставаться в течение всего разговора? Более того, даже если критика в ваш адрес направленна с эмоционально агрессивной окраской, постарайтесь понять, что у каждого человека бывает плохое настроение, и не каждый умело справляется со своими эмоциями. Главное – это постараться отделить ценные советы от эмоций, и не отвечать агрессией на агрессию, ни к чему хорошему это не приведет.
► Всегда размышляйте над критикой и оценивайте соответствие ее деталей со своими личными качествами.
Подумать о том, почему вам пришлось выслушать критику в свой адрес, то есть ее причины, и разобраться с тем, как исправить положение всегда необходимо. Если вы не можете на месте предложить варианты исправления, возьмите некоторое время для того, чтобы хорошенько все обдумать. Но при этом, обязательно меняйтесь и ликвидируйте те недочеты, на которые было указано в критике.