Как распознать состояние травматического стресса у ребенка?
Современный мир, к которому, казалось бы, наши предки стремились как к светлому будущему, переполнен опасностями: катастрофами, терактами, взрывами и авариями. И самое страшное в этом, что от этого страдают люди – как взрослые, так и дети.
Существует ошибочное мнение, мол, дети быстрее взрослых забывают о случившейся трагедии, так как уже через полчаса готовы играть, забыв про все на свете. Стоит сразу же опровергнуть данное суждение, ибо пережить трагедию для ребенка не значит ее забыть. Так же как и у взрослых, у детей присутствует психологическая память.
Но детям свойственно инстинктивно вытеснять драматические ситуации из своих воспоминаний и тем самым самореабилитироваться. Лучшим способом выплескивания негативных эмоций для детей является изображение на бумаге сцен случившегося, их проигрывание в процессе обсуждения или игры. И чем младше ребенок по возрасту, тем ярче в нем проявляется эта способность выплескивать негатив. Дети же постарше, учитывая влияние социальных условий, к такому механизму выплескивания отрицательных эмоций склонны в меньшей степени, потому больше переживают случившееся внутри себя. Время же, требуемое для вывода себя из стрессовой ситуации, у детей полностью зависит от того, насколько здорова их психика.
Еще одной характерной особенностью реакции на стресс у детей является аутизация (уход от действительности). Сделав на подсознательном уровне вывод об опасности окружающего мира, ребенок может спрятаться, как говорят «в скорлупе». Это происходит от того, что дети, еще с неразвитым, так как у взрослых, эго, значительно эмоциональнее взрослых, и им достаточно сложно объективно охарактеризовать происходящее. Поэтому лучшим способом уйти от сложившейся проблемы для них – это спрятаться в своем личном мире.
Как распознать состояние травматического стресса у ребенка?
После проведенных исследований, ученые-психиатры выделили несколько этапов травматической реакции у детей, перенесших бедствие:
- Этап шока. Ребенок находится в растерянном беспомощном и паническом состоянии. В это время он не может смыслить то, что случилось.
- Этап воспоминаний. Анализ и оценка произошедшего, нагнетается тревожность и паника. Отрицание всего что случилось.
- Посттравматический. Этому этапу свойственны аффективные расстройства: депрессия, чувство вины, заниженная самооценка; психосоматические симптомы: нарушение сна, нервозность, судорожное состояние, энурез, головные боли и т.д.; а также фобии: боязнь потери близких, страх смерти, страх перед одиночеством и расставанием.
Часто очень сложно определить у ребенка те или иные травматические реакции сразу после случившегося, особенно если ребенок по характеру «тихоня» и не склонен активно выплескивать свои эмоции. И элементы посттравматического синдрома проявляются уже значительно позже. Но, тем не менее, родителям и близким ребенка рекомендуется внимательно присматриваться к его поведению. Проявления могут быть совершенно незаметными. К примеру, во время игры, ребенок боится посмотреть прямо в глаза, молчит больше обычного, делает однотипные повторяющиеся действия, рисует бессмысленные рисунки, которые, как правило, не хочет характеризовать. Любые повторяющиеся бессмысленные действия ребенка должны насторожить родителей.
В качестве первой помощи ребенку, пережившему психологическую травму, прежде всего родители или близкие должны обеспечить теплый телесно-эмоциональный контакт. Не стоит расспрашивать о случившемся, так как воспоминания могут быть очень болезненными. Создайте атмосферу психологической безопасности – дайте понять ребенку, что вы рядом. Даже без слов, лишь телесный контакт может обеспечить ребенку чувство защищенности. Ну и, конечно, в обязательном порядке, обратитесь к детскому психологу с целью предотвратить последствия психологической травмы.