Кто ответит за массовые нарушения прав задержанных в Одессе и Одесской области?
На днях, в одном из интернет-изданий вышла статья независимого журналиста-правозащитника Владимира Широченко по теме мониторинга Овидиопольского РО ГУМВД Украины в Одесской области и подчиненного ему изолятора временного содержания, а также Малиновского и Киевского районных отделов Одесского городского управления ГУМВД Украины в Одесской области, и массовых нарушений прав человека при задержании и удержании в них.
Членами мониторинговой комиссии выступили: представители Департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма Секретариата Уполномоченного с его руководителем Юрием Белоусовым во главе, Андрей Толопило - региональный координатор по связям с общественностью Уполномоченного ВРУ по правам человека в Одесской области и представитель Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов Злата Швец.
Первое, что было отмечено мониторинговой комиссией во всех проверенных подразделениях — это факт ряда систематических нарушений, связанных с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины к составлению протокола о задержании. Согласно ст. 208 УПК Украины, в протоколе задержания должна быть указана дата, время и место фактического задержания подозреваемого. Но вместо этого в протоколах фигурирует лишь время доставки в районное отделение или же место и время составления непосредственно самого протокола. Подобные обстоятельства вполне могут выступить основаниями для нарушений касательно предельного срока задержания лиц без постановления суда, следственного судьи, определенного ст. 211 УПК Украины.
Служащими ИВС Овидиопольского РО не выполняются следующие нормы:
- не производится надлежащий учет лиц, помещаемых в учреждение;
- не всем задержанным предоставляется возможность ознакомиться с правами и обязанностями;
- не производится первичный осмотр задержанных;
- не ведется регистрация вывода из камер задержанных.
Помимо этого, во всех проверенных подразделениях свое место имеют нарушения, связанные с правом на охрану здоровья и предоставление медицинской помощи. Как пример, задержанным и содержащимся в ИВС оказание медицинской помощи предоставляют ненадлежащим образом, а рекомендации врачей, касательно необходимости в дополнительном обследовании задержанных и вовсе не рассматриваются. Также в ИВС не проводится кварцевание камер и помещений, а журнал учета данной процедуры вообще отсутствует в учреждении. Зафиксированы комиссией и совершенно не отвечающие санитарным условия камерных и прочих помещений, наряду с чем выяснилось, что и договора с СЭС о выполнении работ по санобработке в учреждении также нет. А согласно записям в журнале регистраций санитарного состояния ИВС, в последний раз санобработка помещения проводилась еще в апреле 2015 года.
Несоответствия обустройства ИВС госстандартам, не говоря уже о международных, также нарушает права задержанных. В частности, приточно-вытяжная вентиляционная система в учреждении не включается, а в случаях ее включения, система не может обеспечить надлежащие температурные условия, в результате чего, в камерах нечем дышать.
В результате мониторинга ИВС, комиссией были предоставлены разъяснения и рекомендации удерживаемым о порядке направления жалоб, писем и заявлений на имя Уполномоченного Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, в Европейский суд по правам человека, в органы прокуратуры и другие уполномоченные органы международных организаций, участником которых выступает Украина.
Касательно Малиновского и Киевского районных отделов Одесского городского управления ГУМВД Украины в Одесской области, мониторинговой комиссией были выявлены следующие нарушения:
- систематические нарушения прав задержанных на правовую помощь, проявляющиеся в несвоевременности оповещения о случаях задержания лиц центров предоставления бесплатной правовой помощи;
- райотделы ненадлежащим образом ведут учет пребывания лиц на территории органов внутренних дел;
- у посетителей нет свободного доступа к Книге жалоб и предложений;
- ответственные лица за пребывание задержанных, в соответствии со статьей 212 УПК Украины, не назначаются, а если назначаются, то не выполняют требований, предусмотренных законом, в рамках обеспечения соблюдения прав задержанных;
Также стоит отметить, что во время мониторинга указанных подразделений оказалось, что большинство опрошенных служащих не владеют знаниями в рамках Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека», а учебно-методическая подготовка по соблюдению прав человека производится ненадлежащим образом.
Андрей Толопило заметил, что проведенный анализ неоднократных обращений к региональному координатору граждан, чьи права были нарушены милицией наряду с результатами проверок по фактам заявлений и жалоб граждан, являются свидетельствами существенного количества нарушений в работе и деятельности милиции Одесской области, несоблюдения прав человека и неполноценного контроля руководством действий своих подчиненных.
Весь перечень зафиксированных мониторинговой комиссией нарушений и недостатков в указанных учреждениях, а также соответствующие рекомендации будут направлены в проверенные органы внутренних дел, прокурору и в Министерство внутренних дел Украины.
Остается лишь надеяться, что эта проверка изменит ситуацию к лучшему.
Источник: Элита страны