Нарушения саморегуляции у детей. Опасны ли они для развития ребенка?
Нарушения саморегуляции возникают у младенцев и являются аномалией из группы нарушений сенсорной интеграции. Часто возникают у недоношенных детей, впоследствии трудных родов. У большинства таких детей впоследствии диагностируют аутизм или СДВГ.
Когда младенец часто плачет, очень чувствителен к звукам или у него возникают другие трудности, то часто за причину считают голод или проблемы с животиком. Когда эти причины исключены, а ребенок, не становится спокойнее, звучат слова о плохом характере и избалованности. Между тем, причина может быть совсем другой, а именно – нарушения саморегуляции.
Нарушения саморегуляции у детей – что это такое?
Нарушения саморегуляции возникают у младенцев и являются аномалией из группы нарушений сенсорной интеграции. Часто возникают у недоношенных детей, впоследствии трудных родов. У большинства таких детей впоследствии диагностируют аутизм или СДВГ.
Чтобы понять, что такое нарушение саморегуляции, начнем с объяснения нормального функционирования ребенка.
Ребенок с начала своего существования подвергается множеству различных стимулов – зрительных, тактильных, вкусовых, слуховых, ощущение движения и впечатления, идущие из сознания своего тела в пространстве. Чтобы малыш был спокойным и развивался правильно, его поведение и эмоции должны быть правильно отрегулированы в контексте ответа на все эти раздражители. Торможение или усиление приема таких стимулов называется модулированием.
В случае некоторых детей можно говорить о неправильной модуляции. Другими словами, ребенок реагирует неадекватно на раздражители, что приводит к слезам, тревожности, раздражительности. Для ребенка с нарушениями саморегуляции любая мелочь будет слишком большим раздражителем.
Типы нарушений саморегуляции у детей.
- Повышенная чувствительность к раздражителям. Большинство родителей «находят» своих детей именно в этой группе. Такие малыши характеризуются повышенной чувствительностью к раздражителям, часто реагируют негативно – плачут, впадают в истерику. Это дети, которые очень легко раздражаются, любая мелочь вызывает у них шквал эмоций. Они быстро устают – полный впечатлений день, небольшие отклонения от режима дня вызывают у них раздражительность. Повышенная чувствительность на раздражители может привести к тому, что ребенок проявляет тревожное или наоборот слишком активное поведение. Малыш может либо реагировать чрезмерным внешним спокойствием, либо восстает против любых попыток успокоения.
- Снижена чувствительность. Это реже встречающийся тип, который не вызывает такого беспокойства родителей. Дети со сниженной чувствительностью не обеспокоены окружающей средой или проявляют к ней интерес в незначительной степени. Их трудно заставить взаимодействовать, играть, подражать.
- Поиск сенсорной стимуляции. Если для детей первого типа много стимулов - это «зло», то малышам, ищущим стимуляцию, нужно все, вплоть до «слишком много». Они плачут дома, успокоят их только выход на свежий воздух. Часто долго не засыпают, требуют ношения на руках. Как только они становятся старше, проявляют свою физическую активность – это не малыши, которые спокойно наблюдают, как мама листает книжку. Они бунтуют при малейшей попытке иммобилизации.
Расстройство или просто временные трудности?
Дети с нарушениями саморегуляции очень часто не получают надлежащей помощи. Уставшие родители даже не знают, что причиной поведения их ребенка может быть неправильная обработка стимулов, а в педиатрических кабинетах, как правило, об этом не говорят. Поэтому часто эти дети считаются просто трудными. Это, в свою очередь, приводит чаще всего к специалисту через несколько лет, когда симптомы у ребенка явно указывают на нарушение сенсорной интеграции, аутизм или СДВГ.
Конечно, ранняя диагностика - не гарантия, что в последующие годы такие симптомы не появятся. Но, однако, дает большие надежды на то, что эти симптомы станут слабее, и, что важно, позволяет взглянуть на мир глазами ребенка и лучше его понять. Это выражается в изменении поведения родителей в различных ситуациях и улучшение функционирования вашего малыша.
Подводя итог – если ваш ребенок часто плачет, очень чувствителен к разного рода звукам, шумам, беспокойный, у него возникают трудности и его очень сложно успокоить – нужно проверить, нет ли нарушений саморегуляции. Первым шагом будет обратиться к специалисту – педагогу и педиатру.